Среда, 30.07.2025, 02:23
Приветствую Вас Гость | RSS

сайт Конюхова Игоря Николаевича, человека и педагога

Каталог статей

Главная » Статьи » образование детей

Практические аспекты Атласа новых пофессий

В перечне критических технологий Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ №899 от 7 июля 2011 года [1] указано 27 критических для нашей страны технологий.

В качестве одного из направлений для разработки  и освоения этих технологий, Агентством Стратегических Инициатив (АСИ) предложена  Национальная технологическая инициатива (НТИ) [2], которую Президент России Владимир Путин в Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года обозначил одним из приоритетов государственной политики. Она включает программу мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. В разработку НТИ вовлечены: проектные, творческие команды; технологические компании, которые готовы впитывать новые разработки; ведущие университеты; исследовательские центры; деловые объединения страны; институты развития, экспертные и профессиональные сообщества; заинтересованные министерства.

Безусловно, решение столь глобальных задач невозможно осуществить без подготовки, образования  людей, осуществляющих процесс труда в экономических субъектах, поэтому еще одной стратегической инициативой АСИ стала «Новая модель системы дополнительного образования детей», которая «направлена на формирование устойчивой многоуровневой системы внешкольной работы с детьми, базирующейся на государственно-частном партнерстве и реализации современных программ дополнительного образования с целью выявления и развития таланта в каждом ребенке». Для выработки основных положений таких программ дополнительного образования АСИ была проведена работа по созданию «Атласа новых профессий» [3], в котором по результатам опроса большого числа представителей реального бизнеса был определен список надпрофессиональных навыков, отмеченных работодателями как наиболее важные для работников будущего:

1.         Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).

2.         Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).

3.         Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.

4.         Умение управлять проектами и процессами.

5.         Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем).

6.         Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.

7.         Программирование ИТ‑решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.

8.         Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.

9.         Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия).

10.       Бережливое производство, управление производственным процессом, основанное на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь, что предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.

11.       Экологическое мышление.

Этот список позволяет понять те цели, к достижению которых должно стремиться дополнительное образование страны в образовательном процессе, чтобы наиболее точно соответствовать своим функциям в государстве.

Проведем небольшой анализ этого списка применительно к реалиям современного дополнительного образования.  Работа в направлении развития навыков 1,6,11 (Мультиязычность и мультикультурность; способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса; экологическое мышление) широко распространена в образовании. Направления развития навыков 4,7,8 (умение управлять проектами и процессами; программирование ИТ‑решений, управление сложными автоматизированными комплексами, работа с искусственным интеллектом; умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми) в последнее время стало очень популярным и на многих уровнях именно им уделяется очень большое внимание, причем настолько большое, что порой предпринимаются попытки подменить идею комплексной НТИ идеей активизации работы системы образования только по этим направлениям. Даже «Новая модель дополнительного образования», одобренная  и поддерживаемая АСИ в настоящее время, содержит перекос в этих направлениях.

Резюме нынешнего положения дел: система образования страны в настоящее время направлена на активную работу по шести из одиннадцати направлений, указанных в приведенном списке надпрофессиональных навыков. Однако Национальная Технологическая Инициатива, являясь комплексной программой, может принести реальные результаты только в случае реализации всего комплекса мер, необходимых для нее.

Тогда как же быть с остальными пятью (почти половиной) надпрофессиональных навыков, а значит – направлений работы системы образования, необходимых для ее реализации?

Пункт 2 - навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).

Единственным вариантом работы в данном направлении является широкое разностороннее обучение, начиная со школьного возраста, причем не только теоретическое, но и практическое с тем, чтобы будущие специалисты хотя бы в общих чертах представляли ситуацию во многих отраслях. Такое образование позволит решить также и задачу профориентации, осознанного выбора подрастающим человеком своего направления жизненного пути, специальности.

Пункт 3 - клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.

Это умение может быть выработано, например, при освоении интуитивных эвристических методов решения практических задач, необходимых также для следующего пункта 5:

Пункт 5 - работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем)

Обучение методике применения интуитивных эвристических методов возможно организовать, основываясь на результатах научных исследований, проведенных в рамках Государственной программы исследования феноменальных способностей человека [6].

Пункт 9 - системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними, в том числе системная инженерия)

Очень близок по своей сути пункту 2, когда требуется применять методики и алгоритмы, учитывающие многоуровневые системные изменения во многих смежных и несмежных отраслях, параметрах реальных комплексных систем.

Пункт 10 - бережливое производство, управление производственным процессом, основанное на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь, что предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя

Реализация данного пункта возможна при условии осознания работниками всей цепочки технологических процессов, их конечных результатов и влияния этих корпоративных результатов на личные успехи, доходы человека.

            Есть еще один аспект реализации НТИ – социально-экономический, о котором вообще мало говорится. В чем его  суть? Если мы хотим достичь глобального технологического лидерства России в мире, то эту задачу невозможно выполнить без широчайшего охвата граждан страны, призванных превращать ее в жизнь. Проще говоря, необходимо начать готовить не единичных высококлассных специалистов, а многотысячные группы таких профессионалов. Значит, нужно, чтобы доступ к образованию, готовящему таких специалистов, был у возможно большего числа молодежи, начиная со школьного возраста.

            Что же мы имеем сейчас в социально-экономической ситуации? Доходы на человека на уровне прожиточного минимума или ниже его в стране имеет больше третьей части всего населения: «О том, что число семей, которым не хватает даже на еду, и тех, кому достаточно средств на еду, но покупка одежды недоступна, за 2015 год выросло почти вдвое — с 22 до 39%, свидетельствуют данные ВЦИОМ.

Кроме того, за 2015 год сократилось число тех, кто свободно может позволить себе покупку продуктов и одежды, однако испытывает затруднения с приобретением бытовой техники и предметов мебели, с 47 до 40%, а также тех, чьих доходов на это хватает, однако недостаточно для покупки автомобиля, с 27 до 16%.

Опрошенные «Коммерсантом» эксперты предсказывают, что в 2016 году россиян ждет максимальный за 11 лет уровень бедности. По мнению аналитиков, в следующем году продолжится реальное падение доходов, зарплат и пенсий, а также увеличится неполная занятость. ​

По оценкам Аналитического центра при правительстве России (АЦ) и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС), «армию бедных» в обозримом будущем рискуют пополнить от 30 до 50% населения России, прежде всего дети, пенсионеры и их семьи.» [7].

Таким образом, семьи с детьми, живущие с доходами ниже прожиточного минимума, уже сейчас в нашей стране составляют подавляющее большинство. Соответственно, огромный пласт членов этих семей, молодежи, попросту не имеют реальной возможности получить высококачественное образование (которое оплачивается из бюджета семьи, а не государства). Конкурсная и грантовая система поддержки талантливой молодежи ориентирована на претендентов, имеющих достаточно высокие финансовые возможности, а также доступ к центральным образовательным учреждениям – в Москве, Сакт-Петербурге (во всяком случае, мой личный двухлетний опыт поиска возможных вариантов грантовой поддержки своих учащихся и моего образовательного процесса в нашей Республике пока оказался практически безрезультатным). Но ведь в столицах-то реальных высокотехнологичных производств очень мало! Почти все эти производства сосредоточены и планируются к запуску «в регионах». Тогда возникает простой вопрос: пойдут ли в реальное производство в регионы так называемые «мажоры», имеющие доступ к высококачественному образованию? Сомнительно, они скорее будут стремиться в сферу управления, менеждмента, финансовую систему страны, и далее – «за рубеж». А кто тогда станет генерировать и внедрять в российскую экономику «прорывные технологии»? Опять же те, кто не имеет возможности получать высококлассное образование – «левши», «Кулибины», «Ломоносовы», то есть, «самородки из глубинки». Состоится ли реальное (а не в отчетах, справках) глобальное технологическое лидерство России в таких условиях? Сомнительно.

В качестве практической иллюстрации могу привести такой пример: в нынешнем году мы с одним из моих учащихся подготовили проект на конкурс «Первые шаги в науке» Национальной Системы «Интеграция». Стоимость оргвзноса за участие в заочном туре этого конкурса (1000 руб.) семья этого ребенка не имела возможности оплатить, поэтому я оплатил его из своих средств (хотя тоже отношусь к категории семей, живущих ниже прожиточного минимума). Когда же нам пришел вызов на очный тур, стоимость участия в котором оказалась просто «заоблачной» – почти семнадцать тысяч учащемуся и столько же – педагогу (не считая стоимости проезда до Москвы), мы, конечно же, вынуждены были отказаться, хотя проект был выполнен на уровне мировой новизны (патентный поиск я также провел лично, имея достаточный личный опыт в нем). При этом возникла еще одна проблема – даже оплатить за патентную экспертизу проекта, чтобы запатентовать его, защитив свою интеллектуальную собственность, как изобретение мирового уровня, у нас также нет возможности. Это – реалии современной системы подготовки будущих кадров страны…

            Приведенный экспресс-анализ целей и задач образования в свете реализации НТИ, показывает, что назрела острая необходимость изменений образовательного процесса.  Так, направления работы в нем по пунктам 2,9 и 10 практически не ведется, ведь в системе образования вообще не применяется программ подготовки специалистов, обладающих мультинаправленным, системным, комплексным мышлением - подготовка педагогов в ней ведется по узким специализациям (все педагоги, учителя – «предметники»). Хотя очевидно, что педагог, сам не обладающий системным мышлением, не сможет привить его и своим учащимся.

            Реализации пункта 5 возможна путем организации нового направления обучения в системе образования – направления обучения интуитивным эвристическим методам решения практических задач, которого также не существует в современной системе образования страны.

            Таким образом, для того, чтобы система обучения всех уровней образования наиболее точно соответствовала задачам, стоящим перед ней на современном этапе и социальным реалиям, требуется коренная перестройка ее структуры с введением принципиально новых направлений подготовки специалистов, способных вести обучение, подготовку по комплексным мультинаправленным программ дополнительного образования (начиная со школьного возраста и заканчивая средними и высшими учебными заведениями, причем преимущественно - в регионах), а также по программам освоения интуитивных эвристических методов решения практических задач.

            С учетом приведенной выше информации, мной была разработана мультинаправленная авторская дополнительная общеобразовательная программа «Самоцветы России», способная стать как основой для построения системы выявления и развития способностей учащихся в широком спектре направленностей, так и для реализации целей НТИ на практике (в случае организации сети площадок, готовящих педагогов по подобным программам во всех регионах страны). Она рассчитана на детей школьного возраста (7-15 лет) и три года обучения. В ней реализованы на практике описанные идеи, в том числе – освоение начальных этапов эвристических методов решения практических задач. Одновременно с разработкой этой программы мной начата ее практическая реализация в реальных условиях учреждения дополнительного образования детей с отработкой методических приемов, методик, позволяющих достичь ее целей. Учебный процесс по данной программе ориентирован на раннее развитие 10 из 11 надпрофессиональных навыков (отсутствует направление работы по п.1 «мультиязычность и мультикультурность», которое имеется в системе общего школьного образования). 

Категория: образование детей | Добавил: INK (25.06.2016)
Просмотров: 197 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Мои статьи [6]
образование детей [4]
мои мысли, статьи, касающиеся темы образования детей
саморазвитие, способности людей [1]
активизация, освоение, применение способностей
мое творчество [1]
мои стихи, проза, публицистика
наука, ноокосмология [0]
статьи, материалы по направлению ноокосмологии, основам мироздания
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика