Идея этой статьи появилась после того, как увидел в Интернете несколько десятков сообществ, объединённых одной темой – дети индиго. В настоящее время очень популярно такое название детей, имеющих выдающиеся способности в одной или многих сферах деятельности. Раньше таких детей называли – вундеркинды.
Чем же они отличаются от других? Тем, что имеют явно выраженные способности, значительно превосходящие способности среднего человека. В связи с этим многие люди, связанные с процессом воспитания и развития детей, склоняются к мысли о необходимости особого подхода к таким детям, всяческому содействию их ускоренному развитию для применения этих нестандартных способностей в жизни. Звучат многочисленные лозунги о том, что в России, да и вообще в мире, начинается новая эпоха проявления сверхспособностей человека, ссылаясь на статистику и практические примеры проявления ну очень нестандартных сверхспособностей детей.
Но задумаемся над таким вопросом – а в действительности так ли это? Сверхспособности ли одарённых детей способны повлиять на их судьбу и судьбу всего человечества?
В качестве информации по данной теме хочу привести пример. Как-то давно, в течение 2007 года, по телевидению, одному из центральных каналов России, был показан документальный фильм, рассказывающий об одарённых детях, проявивших себя в период 1980-2000 годов. Создатели фильма нашли сообщения в прессе того времени о способностях этих детей. Также был произведён их поиск в нынешнее время и снято нынешнее состояние. Поразительная статистика! Практически 99% из них в настоящее время находятся в состоянии, называемым «дно жизни»: кто-то – спился, кто-то – безнадежный наркоман, в лучшем случае их сфера деятельности – уборка улиц.
Когда операторы стали выяснять причину, то выяснилось, что они НЕ СМОГЛИ реализовать свои способности, так как "окружающие люди – злые, коварные, никчёмные" и так далее. Иными словами – имел место психологический конфликт одарённого ребенка или молодого человека с окружающими. И они не нашли иного выхода из ситуации, как уход от реальности. Кто-то пытался бороться против "менее талантливых людей", окружающих его, но ведь это – война против всего мира. Несложно предположить её исход.
Этот фильм наглядно доказывает, что НЕ РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ способно сделать человека гениальным, - тем, кто сможет в жизни совершить выдающиеся достижения, а СПОСОБНОСТЬ ПРОЯВИТЬ ИМЕЮЩИЕСЯ СПОСОБНОСТИ БЕЗ КОНФЛИКТА С ОКРУЖАЮЩИМИ. То есть, главным в развитии одарённых детей должны стать не занятия по развитию их способностей, а занятия по бесконфликтному существованию в нашем мире. Следовательно, первостепенная задача воспитания, развития одарённых детей – психологическая. Нужна психологическая адаптация одаренного человека в обществе.
Значит, первостепенная задача для подготовки одарённых людей – попытки привить истинную систему ценностей, взглядов на окружающий мир и свои действия в нём, основанные на знании и учете законов устройства мира.
Согласитесь, об этом редко кто говорит и пишет в сфере образования! А жаль!
|